"Здравомыслие не исключает безумия."(с)С.Кинг
читать дальше
В Музее Виктории и Альберта в Лондоне есть замечательная коллекция украшений. В одной из витрин собраны
те, которые имеют отношение к похоронам или Увековечению памяти об усопшем. Ряд этих украшений,
простирающийся с конца XVI до конца XIX в., позволяет проследить эволюцию от "memento mori "к «сувениру».
Старейший из экспонатов представляет собой портативное, но все же довольно громоздкое "memento mori"
елизаветинской эпохи: маленький золотой гробик размером с табакерку, а в нем серебряный скелетик. При
виде этого произведения искусства человек предавался медитациям о неминуемой кончине, что полностью
соответствовало тогдашней традиции трактатов, духовно подготавливавших к смертному часу.
очень много текста и слайды
Далее идет уже настоящее украшение: золотой кулон, опять-таки в форме гробика, и в нем локон умершего.
На крышке медальона сделана крошечными буквами надпись по-английски: «П.Б. умер в 1703 г. в возрасте 54 лет».
В течение столетия гробик перешел из "memento mori" в "меморию", «сувенир», сохраняющий память об умершем
и материальную частицу его самого; изменилось и содержимое: скелетик, призванный напоминать о бренности
всего сущего, сменился прядью волос любимого человека. Тема все та же - надгробие. Но его вид и функция изменились. Это мемориал, который можно посетить, как посещают друга в деревне. На смену страху смерти и побуждению к благочестивым медитациям пришло воспоминание о покойном. На одном из украшений, датируемых 1780 г., стоит надпись: «Пусть святые обнимут тебя с любовью, подобной моей». В XIX в. изображение надгробия, в свою очередь, исчезает. Украшение этого времени - простой медальон, очень часто с портретом усопшего и одним-двумя его локонами. Из прядей волос делают также цепочки и браслеты. Прядь волос сама по себе становится носителем памяти о дорогом умершем. Тема смерти как бы стирается, а остается - заменителем тела - его нетленный фрагмент.


Часто во время траура надеваются драгоценности, которые принадлежали умершему, в знак памяти о нем.
Многим людям ношение вещей, принадлежавших любимому человеку, каким-то образом облегчает участь
скорбящего. Самые ранние траурные драгоценности были найдены в Европе и относятся к XV-XVI векам.
Это кольца и брошки со вставками в виде черепов. В XVIII веке стали очень популярны украшения из
волос умершего. С XIX века траурные украшения становятся весьма разнообразными. Это кольца,
браслеты, колье, серьги, булавки для галстуков, браслеты и цепочки для часов, кошельки, сумочки, трости, траурные манжеты на женских шляпках из связанных и завитых страусовых перьев, вышивки
из стекляруса на траурных платьях.

Одним из наиболее распространенных траурных украшений были и остаются кольца. Еще у древних славян
перед погребением их снимали с усопшего, чтобы они не сдерживали душу, выходящую из тела. Снятые
кольца носили родственники покойного в знак траура по нему. Древние варяги носили кольца во время
траура, оберегая себя от различных негативных воздействий духа умершего. В средние века в Европе
траурные кольца преподносились членами семьи умершего друзьям. Одно из ранних таких украшений,
дошедших до нас, - английское кольцо XV столетия, украшенное черепом, червем и именем покойного.
Основная идея головы смерти (черепа) использовалась в траурных кольцах до XVIII века. Кольцо,
преподнесенное родственникам после казни Чарльза I в 1649 году, демонстрирует глубоко вырезанное
изображение короля на одной стороне, а череп и корону - на другой. Внутри кольца надпись: «Слава
Англии умерла».

В XVII-XVIII веках преподнесение траурных колец было символом положения в обществе. Многие зажиточные
люди включали в свои завещания инструкции о том, какими должны быть кольца, и сколько должно быть их
сделано. Английский летописец и должностное лицо Военно-Морского флота Сэмюэль Пепис (1633-1703) пожелал, чтобы на его похоронах были розданы 129 колец траура. В XVIII столетии траурные кольца делали в виде спиралей с использованием белой эмали при смерти неженатого человека и черной - женатого. Имя, возраст, даты рождения и смерти были написаны на спирали. Кроме того, там помещались изображения похоронных урн, гробов, змей, ветвей плакучей ивы, скорбящих женских фигур, миниатюры оплаканных в окружении маленьких жемчужин. В России XVIII века траурные кольца вручались всем пришедшим на похороны.



Классическим материалом, используемым для этих целей, является черный янтарь, или гагат. Он используется
в этом качестве в течение тысячелетий. Черный янтарь - твердый, подобный углю, материал. Его формирование
относится к тому времени, когда полузатопленный лес погружался на дно океана и заваливался грязью.
Посредством высокой температуры, давления и химического воздействия древесина преобразовалась в
компактное, хрупкое черное вещество. Этот камень использовался еще древними египтянами и греками.
В средние века существовало поверье, что его блестящая поверхность отводит злые взгляды, а нагретый
гагат отгоняет змей и злых духов.
Лучший черный янтарь был добыт в начале XIX века в графстве Йоркшир в Англии. Ювелиры сочли этот камень
легким и чрезвычайно подходящим для гравирования. Из него выходили прекрасные большие медальоны, брошки,
браслеты и ожерелья. После ранней смерти мужа, принца Альберта, королева Виктория постановила, что
только драгоценности из гагата должны были носиться при дворе в течение первого года траура. На сегодняшний
день существует дефицит черного янтаря, поэтому изделия из него имеют большую ценность. Наиболее ранние
экземпляры украшений находятся в частных коллекциях. Из-за нехватки гагата стали появляться его имитации.
Одна из них - французский черный янтарь. Это черное стекло, производимое в США с 1893 года. Оно тяжелее
настоящего гагата и используется главным образом для изготовления бусинок и мелких изделий. В Соединенных
Штатах также производился материал, сделанный на основе оникса, который обрабатывался кислотами и
колеровалсядля придания ему тусклого черного цвета. Чуть позже появились изделия из окрашенного рога
и эбонита. В 1842 году в Париже был представлен еще один заменитель черного янтаря - гуттаперча. Это
черный или коричневатый резиновый материал, сделанный из сока малайского дерева. Очень прочный, он
пришелся по вкусу викторианцам, а потому многие медальоны, брошки, браслеты и трости были сделаны из него.
Кроме гагата и его имитаций, для изготовления траурных украшений использовались и используются черный
турмалин (шерл), черный гранат (меланит), черный обсидиан - природное вулканическое стекло, непрозрачные
камни - агат, оникс, хризоберилл, а иногда даже бриллиант.


Ношение траурных украшений предписывалось только на время строгого траура. Во время нестрогого траура и
полутраура разрешалось носить жемчуг, аметисты, изделия из серебра.
Можно говорить о том, что конец XIX - начало XX века стали закатом траурных ювелирных изделий. Это было
связано со смертью королевы Виктории, началом Первой мировой войны и феминистским движением.
Сегодня правила траура не так строги, хотя ограничения в ношении украшений все-таки существуют.
Сейчас во время траура можно надеть жемчужные серьги, бусы, скромную небольшую брошь, изделия из
серебра или тусклого золота и, конечно же, из черного янтаря.

(с)Lirica

В Музее Виктории и Альберта в Лондоне есть замечательная коллекция украшений. В одной из витрин собраны
те, которые имеют отношение к похоронам или Увековечению памяти об усопшем. Ряд этих украшений,
простирающийся с конца XVI до конца XIX в., позволяет проследить эволюцию от "memento mori "к «сувениру».
Старейший из экспонатов представляет собой портативное, но все же довольно громоздкое "memento mori"
елизаветинской эпохи: маленький золотой гробик размером с табакерку, а в нем серебряный скелетик. При
виде этого произведения искусства человек предавался медитациям о неминуемой кончине, что полностью
соответствовало тогдашней традиции трактатов, духовно подготавливавших к смертному часу.
очень много текста и слайды
Далее идет уже настоящее украшение: золотой кулон, опять-таки в форме гробика, и в нем локон умершего.
На крышке медальона сделана крошечными буквами надпись по-английски: «П.Б. умер в 1703 г. в возрасте 54 лет».
В течение столетия гробик перешел из "memento mori" в "меморию", «сувенир», сохраняющий память об умершем
и материальную частицу его самого; изменилось и содержимое: скелетик, призванный напоминать о бренности
всего сущего, сменился прядью волос любимого человека. Тема все та же - надгробие. Но его вид и функция изменились. Это мемориал, который можно посетить, как посещают друга в деревне. На смену страху смерти и побуждению к благочестивым медитациям пришло воспоминание о покойном. На одном из украшений, датируемых 1780 г., стоит надпись: «Пусть святые обнимут тебя с любовью, подобной моей». В XIX в. изображение надгробия, в свою очередь, исчезает. Украшение этого времени - простой медальон, очень часто с портретом усопшего и одним-двумя его локонами. Из прядей волос делают также цепочки и браслеты. Прядь волос сама по себе становится носителем памяти о дорогом умершем. Тема смерти как бы стирается, а остается - заменителем тела - его нетленный фрагмент.

Часто во время траура надеваются драгоценности, которые принадлежали умершему, в знак памяти о нем.
Многим людям ношение вещей, принадлежавших любимому человеку, каким-то образом облегчает участь
скорбящего. Самые ранние траурные драгоценности были найдены в Европе и относятся к XV-XVI векам.
Это кольца и брошки со вставками в виде черепов. В XVIII веке стали очень популярны украшения из
волос умершего. С XIX века траурные украшения становятся весьма разнообразными. Это кольца,
браслеты, колье, серьги, булавки для галстуков, браслеты и цепочки для часов, кошельки, сумочки, трости, траурные манжеты на женских шляпках из связанных и завитых страусовых перьев, вышивки
из стекляруса на траурных платьях.

Одним из наиболее распространенных траурных украшений были и остаются кольца. Еще у древних славян
перед погребением их снимали с усопшего, чтобы они не сдерживали душу, выходящую из тела. Снятые
кольца носили родственники покойного в знак траура по нему. Древние варяги носили кольца во время
траура, оберегая себя от различных негативных воздействий духа умершего. В средние века в Европе
траурные кольца преподносились членами семьи умершего друзьям. Одно из ранних таких украшений,
дошедших до нас, - английское кольцо XV столетия, украшенное черепом, червем и именем покойного.
Основная идея головы смерти (черепа) использовалась в траурных кольцах до XVIII века. Кольцо,
преподнесенное родственникам после казни Чарльза I в 1649 году, демонстрирует глубоко вырезанное
изображение короля на одной стороне, а череп и корону - на другой. Внутри кольца надпись: «Слава
Англии умерла».

В XVII-XVIII веках преподнесение траурных колец было символом положения в обществе. Многие зажиточные
люди включали в свои завещания инструкции о том, какими должны быть кольца, и сколько должно быть их
сделано. Английский летописец и должностное лицо Военно-Морского флота Сэмюэль Пепис (1633-1703) пожелал, чтобы на его похоронах были розданы 129 колец траура. В XVIII столетии траурные кольца делали в виде спиралей с использованием белой эмали при смерти неженатого человека и черной - женатого. Имя, возраст, даты рождения и смерти были написаны на спирали. Кроме того, там помещались изображения похоронных урн, гробов, змей, ветвей плакучей ивы, скорбящих женских фигур, миниатюры оплаканных в окружении маленьких жемчужин. В России XVIII века траурные кольца вручались всем пришедшим на похороны.



Классическим материалом, используемым для этих целей, является черный янтарь, или гагат. Он используется
в этом качестве в течение тысячелетий. Черный янтарь - твердый, подобный углю, материал. Его формирование
относится к тому времени, когда полузатопленный лес погружался на дно океана и заваливался грязью.
Посредством высокой температуры, давления и химического воздействия древесина преобразовалась в
компактное, хрупкое черное вещество. Этот камень использовался еще древними египтянами и греками.
В средние века существовало поверье, что его блестящая поверхность отводит злые взгляды, а нагретый
гагат отгоняет змей и злых духов.
Лучший черный янтарь был добыт в начале XIX века в графстве Йоркшир в Англии. Ювелиры сочли этот камень
легким и чрезвычайно подходящим для гравирования. Из него выходили прекрасные большие медальоны, брошки,
браслеты и ожерелья. После ранней смерти мужа, принца Альберта, королева Виктория постановила, что
только драгоценности из гагата должны были носиться при дворе в течение первого года траура. На сегодняшний
день существует дефицит черного янтаря, поэтому изделия из него имеют большую ценность. Наиболее ранние
экземпляры украшений находятся в частных коллекциях. Из-за нехватки гагата стали появляться его имитации.
Одна из них - французский черный янтарь. Это черное стекло, производимое в США с 1893 года. Оно тяжелее
настоящего гагата и используется главным образом для изготовления бусинок и мелких изделий. В Соединенных
Штатах также производился материал, сделанный на основе оникса, который обрабатывался кислотами и
колеровалсядля придания ему тусклого черного цвета. Чуть позже появились изделия из окрашенного рога
и эбонита. В 1842 году в Париже был представлен еще один заменитель черного янтаря - гуттаперча. Это
черный или коричневатый резиновый материал, сделанный из сока малайского дерева. Очень прочный, он
пришелся по вкусу викторианцам, а потому многие медальоны, брошки, браслеты и трости были сделаны из него.
Кроме гагата и его имитаций, для изготовления траурных украшений использовались и используются черный
турмалин (шерл), черный гранат (меланит), черный обсидиан - природное вулканическое стекло, непрозрачные
камни - агат, оникс, хризоберилл, а иногда даже бриллиант.


Ношение траурных украшений предписывалось только на время строгого траура. Во время нестрогого траура и
полутраура разрешалось носить жемчуг, аметисты, изделия из серебра.
Можно говорить о том, что конец XIX - начало XX века стали закатом траурных ювелирных изделий. Это было
связано со смертью королевы Виктории, началом Первой мировой войны и феминистским движением.
Сегодня правила траура не так строги, хотя ограничения в ношении украшений все-таки существуют.
Сейчас во время траура можно надеть жемчужные серьги, бусы, скромную небольшую брошь, изделия из
серебра или тусклого золота и, конечно же, из черного янтаря.

(с)Lirica
@темы: для души, интересное
спасибо за пост, Роуз)))