Перевод: Денис Попов, 2005 г.
Ньярлатхотеп... Ползучий хаос... Я последний... Мне будет внимать пустота...
Не помню точно, когда это началось, но с тех пор прошло уже несколько месяцев. Царившая повсеместно напряжённость была воистину ужасной. К политическим и социальным потрясениям добавилось странное и тягостное ощущение скрытой физической опасности, опасности всеобщей и всеохватывающей, опасности, какую можно представить только в ужаснейших фантомах ночи. Помню, люди ходили с бледными и озабоченными лицами и шептали предостережения и пророчества, которые никто не осмеливался повторить сознательно или признаться самому себе, что слышал их. Чувство чудовищной вины пало на землю, а из межзвёздных бездн приносились холодные течения, заставлявшие людей дрожать в тёмных и уединённых местах. В последовательности времён года произошла дьявольская перемена - жаркая осень зловеще затянулась, и каждый чувствовал, что весь мир - а может, и вся вселенная - перешли из-под контроля известных богов или сил к тем богам или силам, что людям неведомы.
читать дальшеИменно тогда и явился из Египта Ньярлатхотеп. Кем он был - этого сказать не мог никто, но в жилах его текла древняя египетская кровь, и он выглядел словно фараон. При его виде феллахи преклоняли колени, хотя и не могли объяснить, почему так поступают. Он сказал, что восстал из мрака двадцати семи веков, и что получал вести из мест, чуждых нашей планете. Ньярлатхотеп - смуглый, стройный и зловещий - пришёл в цивилизованные страны, повсюду скупая странные приборы из стекла и металла и собирая из них ещё более странные аппараты. Он много говорил об электричестве и психологии и демонстрировал силу, от которой зрители теряли дар речи, и которая невероятно увеличивала его славу. Люди советовали друг другу посмотреть на Ньярлатхотепа - и дрожали при этом. А там, где проходил Ньярлатхотеп, покой исчезал, ибо предрассветные часы оглашались воплями от кошмарных снов. Никогда прежде эти крики не были такой распространённой бедой; теперь же мудрецы едва не требовали введения запрета на сон в предрассветные часы, дабы вопли городов меньше тревожили бледную, источавшую жалость луну, тускло освещавшую зелёные воды, скользившие под мостами, и старые шпили, осыпавшиеся под тусклым небом.
Я помню, как Ньярлатхотеп объявился в моём городе - величественном, древнем и ужасном городе бесчисленных преступлений. Мой друг рассказал мне о нём, о чарах и соблазнах его откровений, и я загорелся желанием раскрыть его невообразимые тайны. Мой друг сказал, что они потрясающее и ужаснее моих самых лихорадочных мечтаний; и что то, что проецируется на экран в затемнённой комнате, предсказывает вещи, которые только Ньярлатхотеп осмеливается предрекать, а в снопе его искр из людей извлекается то, что прежде никогда не извлекалось, но что различимо лишь зрением. Ещё до меня доходили многочисленные слухи, что тем, кто знает Ньярлатхотепа, открываются виды, недоступные остальным.
Была жаркая осень, когда я вместе с беспокойной толпой ночью пошёл на встречу с Ньярлатхотепом; душной ночью, вверх по бесконечной лестнице в переполненную комнату. И когда моя тень упала на экран, я увидел фигуры в капюшонах посреди руин и злобные жёлтые лица, выглядывающие из-за поваленных монументов. И ещё я увидел, как мир сражается с мраком, с волнами разрушения из далёкого космоса; как он кружится, клокочет и бьётся рядом с тускнеющим и остывающим солнцем. А затем вокруг голов зрителей причудливо заплясали искры, и волосы встали дыбом, когда появились тени, чью абсурдность я не могу описать, и опустились на головы. А когда я, более хладнокровный и более сведущий в науках, нежели остальные, стал еле слышно дрожащим голосом протестовать против надувательства и статического электричества, Ньярлатхотеп всех нас вытолкал, вниз по головокружительной лестнице, на сырые, жаркие безлюдные полуночные улицы. Я громко кричал, что не боюсь, что вообще не могу бояться; остальные тоже кричали со мной, чтобы успокоиться. Мы уверяли друг друга, что город всё тот же самый, и всё ещё живой; а когда начали гаснуть уличные фонари, мы обрушили проклятья на электрическую компанию и рассмеялись над странными выражениями своих лиц.
Думаю, мы воспринимали нечто исходящее от зеленоватой луны, потому что когда мы попали под воздействие её света, то против своей воли двинулись странным строем и, казалось, знали, куда идём, хотя и не осмеливались об этом думать. Взглянув на мостовую, мы увидели, что она совершенно разбита, меж блоков проросла трава, а кое-где проглядывал ржавый след, обозначавший некогда проходившую трамвайную линию. Ещё мы увидели одинокий разбитый трамвай без стёкол, почти завалившийся набок. Вглядевшись в горизонт, мы не нашли третьей башни у реки и заметили, что силуэт второй башни наверху искорёжен. Затем мы разделились на небольшие колонны, и всех их, кажется, потащило в разные стороны. Одна исчезла в узкой улочке слева, оставив лишь эхо жуткого стона. Другая, заходясь безумным смехом, гуськом спустилась в заросший сорняками вход в подземку. Мою же колонну потянуло в открытую местность, и я уже чувствовал холод, неподобающий жаркой осени; потому что когда мы прошествовали через мрачное болото, нам открылись зловещие снега, ужасающе сиявшие в лунном свете. Непроторенные и непостижимые снега, со всех сторон стягивавшиеся в одном направлении - туда, где лежала бездна, ещё более чёрная из-за своих сверкающих стен. Моя колонна казалась значительно поредевшей, когда мы полусонно волочились в эту пропасть. Я отстал, потому что меня пугал этот чёрный разрыв в залитом зелёным светом снегу, и мне показалось, что я услышал отзвуки тревожного крика, когда пропали мои спутники; но сил противиться движению у меня уже не было. Меня словно манили те, кто прошёл впереди, и я плыл между огромными сугробами, дрожащий и напуганный, в незримый вихрь невообразимого.
Необыкновенно разумное, невыразимо безумное - только боги, которые были, могут сказать это. Ослабевшая, тончайшая тень, корчащаяся в руках, которые и не руки вовсе, и слепо пронёсшиеся мимо наводящего ужас полуночного мрака гниющих творений - трупов миров с язвами на местах городов - погребальные ветры, которые задевают бледные звёзды и гасят их мерцание. За мирами - смутные призраки чудовищных существ; едва заметные колонны нечестивых храмов, что покоятся на безымянных скалах на самом дне пространства и взметаются до головокружительного вакуума над сферами света и тьмы. И по всему этому бурлящему кладбищу вселенной раздаётся приглушённый, сводящий с ума барабанный бой и пронзительный монотонный вой богохульных флейт из немыслимых тёмных покоев по ту сторону Времени; отвратительный грохот и завывание, под который медленно, неуклюже и нелепо танцуют гигантские, мрачные конечные боги - немые, бездумные горгульи, чья душа есть Ньярлатхотеп.
@настроение:
восторг
@темы:
любимые боги, император крем-брюле, персональное сумасшествие
читать дальше
Я бы посоветовала тебе прочесть рассказ "Псы Тиндала". Фрэнка Б. Лонга. Он очень в духе Лавкрафта и навевает не меньший ужас. Помню мы с подругой как-то имели неострожность прочесть его на совместной ночёвке. Производит сииильное впечатление.
читать дальше
Гончие псы Тиндала (англ. Hounds of Tindalos, на русском возможны переводы Гончие Тиндалоса и Псы Тиндалоса, также - Псы Тиндалуу.) — вымышленные создания из Мифов Ктулху. Появляются в одноименном рассказе Фрэнка Белкнапа Лонга. Лавкрафт упоминает нечто похожее на Гончих Тиндала в своем рассказе «Шепчущий во тьме».
Из-за их связи с пространственно-временными пересечениями, они могут проникнуть в материальный мир сквозь угол между двумя любыми плоскостями, если он составляет 120º или менее. Когда Гончая проникает в наш мир, сначала из угла начинает куриться дымок, постепенно сплетающийся в голову, за которой следует и тело. Говорят, что если человек каким-то образом даст учуять себя этим созданиям, Гончие Псы Тиндала будут следовать за своей жертвой сквозь пространство и время неограниченно долго, пока, наконец, не достигнут. Путешественники во времени рискуют привлечь к себе внимание этих тварей.
Рассказ короткий, но думаю, что заставит задуматься. www.lovecraft.ru/mythos/texts/hounds_tindalos_r...
Здесь описание даже чем-то напомнило строки об умирающей планете, которую упоминал Герберт Уэллс в «Машине времени».
Сразу видно в каком состоянии на момент появления Ньярлатхотепа пребывает человечество.
Вот здесь мне мнятся явные пареллели с существующим сейчас ходом вещей.
Люди легко внушаемы и главной их слабостью является алчность до острых ощущений. Именно так в мир по словам Лавкрафта и просачивается это древнее Зло.
Верно! А еще не последнюю роль играет здесь также тяга к богомерзким (опять же его выражение) знаниям и елание попробовать этот мир на предмет обнаружения лазеек в иные формы бытия - вдруг не все так просто, как кажется на первый взгляд? Вдруг всеже можно пролезть в некие иные миры? А запрет только подогревает интерес, ведь запретный плод всегда кажется сладким.
Вообще я не назвала бы его Злом в общепринятом смысле. Здесь скорее речь о том, что "чуждо нашей планете". То есть это вне наших понятий о добре и зле и никак не укладывается в человеческое восприятие и в нашу систему знаний в целом. Речь о чем-то, что гораздо глобальнее, сложнее.
Соглашусь. Но вместе с тем чужд и противен ли самому Ползучему хаосу некий порядок, существующий на планете жизненный уклад, живущие в этом мире люди, их цивилизации? Или же отчасти для него самого это развлечение, возможно что отчасти даже психологический эксперимент? Как же люди воспримут показываемое им знание, особенно когда в конце поймут, что кошмар уже рядом... просто раньше они могли его не замечать, замкнутые на своем уровне восприятия и редко оглядывающиеся по сторонам.
Спасибо за ссылку, обязательно сегодня же прочитаю.)
Во-первых начну с того, что предполагать, что мы одни во вселенной по меньшей мере глупо и эгоцентрично. Мы почему-то считаем, что мы пуп земли (всей Вселенной). В то время как даже с точки зрения здравого смысла эта теория не выдерживает критики вообще. Мы даже не знаем о границах Вселенной и есть ли они в принципе. Мы знаем о существовании только трёх измерений. Наши знания вообще ограничены во времени и пространстве. Плюс ко всему мы отягощены заботами в нашем собственном муравейнике.
Вполне может быть что видения Лавкрафта и Кинга не что иное как изнанка этого мира, изнанка Вселенной. Фигурально выражаясь, конечно.
Верно! А еще не последнюю роль играет здесь также тяга к богомерзким (опять же его выражение) знаниям и желание попробовать этот мир на предмет обнаружения лазеек в иные формы бытия - вдруг не все так просто, как кажется на первый взгляд? Вдруг всеже можно пролезть в некие иные миры? А запрет только подогревает интерес, ведь запретный плод всегда кажется сладким.
В точку.
Людям свойственно болезненное любопытство. Это может быть как нашей сильной стороной так и слабостью, в зависимости от ситуации.
Но если так подумать.... представь себе, что мир это Компьютер.
Вообще все мироздание это Компьютер.
И у него есть системные файлы.
Когда я читаю СК или Лавкрафта меня не покидает мысль, что они лезут в эти самые системные файлы. В операционную систему. Представляешь какой, сорри за мой французский, пиздец будет если лезть туда неаккуратно и что можно привнести?
Соглашусь. Но вместе с тем чужд и противен ли самому Ползучему хаосу некий порядок, существующий на планете жизненный уклад, живущие в этом мире люди, их цивилизации? Или же отчасти для него самого это развлечение, возможно что отчасти даже психологический эксперимент? Как же люди воспримут показываемое им знание, особенно когда в конце поймут, что кошмар уже рядом... просто раньше они могли его не замечать, замкнутые на своем уровне восприятия и редко оглядывающиеся по сторонам.
КОНЕЧНО. Почва то благодатная.
У нас уже есть прекрасная предрасположенность.
тут для них чернозём.
А теперь сумасшедший вопрос...
Я обычно никому его не задаю, боюсь, что посчитают сумасшедшей.
Тебе никогда не казалось, когда ты читаешь СК, что... ты... как будто проникаешь куда-то?
То есть...хммм... мне тяжело об этом говорить, поэтому мысли сбивчивые.
Когда я читала "Игру Джералда" меня одно время просто колотило.
У тебя никогда не было чувства, что... "когда слишком долго смотришь в бездну, то она рано или поздно посмотрит в ответ"(с) ?
Словно ты всматриваешься туда слишком внимательно и потом тебе кажется, что на тебя... обратили внимание?
А потом долго не можешь избавиться от этого чувства.
Божемой я такую чушь несу наверно....
Это я говорю в надежде, что не мне одной так кажется.
А интересно было бы поразмышлять на тему того, как именно жается подобное знание. Цена в виде легкого безумие, имхо, практически обязательна - таково само человеческое восприятие и его особенности. Но есть же что-то еще, наверняка.
И потом, вот стремишься ты получить это самое знание, подозревая, что все далеко не так просто в этих самых мирах, и мы многого не видим... Но однажды открывается истина. И как потом жить дальше, уже с этим грузом знания?
А теперь сумасшедший вопрос... Я обычно никому его не задаю, боюсь, что посчитают сумасшедшей. Тебе никогда не казалось, когда ты читаешь СК, что... ты... как будто проникаешь куда-то?
Да! Именно так... Что-то тебя замечает, а ты с одной стороны не можешь оторваться от этого занния, и вместе с тем понимаешь, что и тебя уже изучают на предмет выяснения сущности и слабых сторон. Все же кошмар есть у каждого, и это нечто может его видеть... Отойдя от шока замечаю, что все вроде бы осталось прежним, и все равно что-то уже не так, словно бы декорация обычной жизни приподнялась, а под ней что-то иное, шевелящееся, живое, пугающее. Кинг и Лавкрафт это запечтели в виде художественых образов, которые в большинстве случаев мало кто может понять, елси видеть только ужастик. А если задуматься и припомнить...
Черт, тоже как-то сбивчиво выходит! Но мне кажется, что ты меня поймешь.
Я думаю цена есть. И СК о ней знает. И Лавкрафт знал.
И потом, вот стремишься ты получить это самое знание, подозревая, что все далеко не так просто в этих самых мирах, и мы многого не видим... Но однажды открывается истина. И как потом жить дальше, уже с этим грузом знания?
Это может не каждый. Поэтому не каждому это и открывается. Все логично.
Но я считаю, что разница в опасности книг СК и Лавкрафта в том, что Кинг давит интенсивнее на подсознательное.
Дело в том, что Лавкрафт пишет более изощрённо, прибегает к изысканным речевым оборотам, цветистым выражениям и это все служит как-бы буфером. Приведу пример... одна девушка сказала мне, что мои ангстовые посты читаешь и не чувствуешь моей боли и тоски, потому что пишу я слишком красиво. То есть можно зачитаться, но эмоций не ощутить.
От прочтения Лавкрафта эмоции идут, но засчет изысканности самого языка эти провода не оголены. Языковые обороты 19го века служат резиной.
У Кинга они оголены.
Эээм... надеюсь я объяснила более-менее доходчиво.
Отойдя от шока замечаю, что все вроде бы осталось прежним, и все равно что-то уже не так, словно бы декорация обычной жизни приподнялась, а под ней что-то иное, шевелящееся, живое, пугающее.
.... черт возьми. Всё именно так я в голове и описываю....
Я то думала, что со мной что-то не так. В фильмах конечно такого не отразить.
Дело в том, что действительно такое чувство возникает как будто "декорация обычной жизни приподнялась" и оно смотрит на тебя.
У меня несколько раз странные вещи происходили.
Может быть это домыслы, но пугало не по-детски.
Когда я читала "Игру Джералда"...обычно я читаю СК везде, если начну. Читала на этот раз на большой перемене в аудитории. Вокруг был шум, мои одногруппники вообще любят пошуметь как школьники.
Я не помню какой момент тогда был в книге... По-моему когда она замечает тёмную фигуру в углу.
Момент был интенсивный и особенно подавляющий. Я просто целиком ушла в книгу.
И тут голубь со всей силы ударяется в стекло и падает, я резко поднимаю голову, оглядываюсь. Все подбегают к окну (мы на первом этаже) и смотрят на мёртвую птицу.
А мне всё равно, я снова возвращаюсь к чтению. Через пять минут, ближе к звонку, два парня с двух сторон начинают ругаться, причем конкретно, и из-за какого-то пустяка. Дело доходит вообще до драки и один из них другому нечаянно ручкой по щеке полоснул до крови. Они сидели рядом со мной.
Представь в каком я была состоянии.
Потом я пошла домой и по пути у меня на глазах чуть какую-то женщину не сбило на дороге.
Вобщем... ладно, можешь не верить((((
я тогда испугалась... монументально. И такое чувство будто кто-то смотрит.
Не домыслы, что-то на самом деле есть, тут все зависит от восприимчивости. Ее можно развить за счет чтения таких книг, и затем невольно можно заметить некие...ну разломы в обычном мире, так что ли. Конечно, это не более чем гипотеза, но мне она кажется достаточно реальной,благо что оснований для таких выводов хватает. И ты точно не сумасшедшая... Я сама часто вижу странные вещи, и моя сестра - тоже. Кстати, тоже читающая Кинга) Совпадение? Возможно...Или просто мы на самом деле способны видеть часть кошмара.
Черт возьми, это куда глубже просто страшилок из детства, историй про всяких там Пиковых Дам и так далее. Страшно потому что реально и с тобой происходит... И оно не уйдет, если перекреститься, начертить круг и так далее. Такие ритуалы - атрибут детской игры, а здесь все по-настоящему.
Когда я читала "Игру Джералда"...обычно я читаю СК везде, если начну. Читала на этот раз на большой перемене в аудитории. Вокруг был шум, мои одногруппники вообще любят пошуметь как школьники. Я не помню какой момент тогда был в книге... По-моему когда она замечает тёмную фигуру в углу. Момент был интенсивный и особенно подавляющий. Я просто целиком ушла в книгу. И тут голубь со всей силы ударяется в стекло и падает, я резко поднимаю голову, оглядываюсь. Все подбегают к окну (мы на первом этаже) и смотрят на мёртвую птицу. А мне всё равно, я снова возвращаюсь к чтению. Через пять минут, ближе к звонку, два парня с двух сторон начинают ругаться, причем конкретно, и из-за какого-то пустяка. Дело доходит вообще до драки и один из них другому нечаянно ручкой по щеке полоснул до крови. Они сидели рядом со мной. Представь в каком я была состоянии. Потом я пошла домой и по пути у меня на глазах чуть какую-то женщину не сбило на дороге.
Странно и страшно, когда вокруг происходит такое...что-то многовато для простой случайности, да еще и одним днем.
Не все, кто читает СК замечают нечто подобное.... не все чувствуют то, что мы, это точно. Просто читают как обычные страшилки, вот и все.
Хотя я и не возьму в толк как можно так воспринимать СК в принципе...
Но есть люди невосприимчивые, с толстой кожей, так сказать.
Черт возьми, это куда глубже просто страшилок из детства, историй про всяких там Пиковых Дам и так далее. Страшно потому что реально и с тобой происходит... И оно не уйдет, если перекреститься, начертить круг и так далее. Такие ритуалы - атрибут детской игры, а здесь все по-настоящему.
У меня в жизни был вырван целый кусок из детства "благодаря" такому происшествию.
Если хочешь я могу рассказать.
Правда я немного глупо себя чувствую...
В дневе об этом никогда не напишу.
Возможно, они тоже что-то видят, но упорно убедив себя в обратном несколько раз кряду и правда им становится легче, и знание вопринимается кк излишняя впечатлительность, ведь "такого быть просто не может".
У меня в жизни был вырван целый кусок из детства "благодаря" такому происшествию. Если хочешь я могу рассказать. Правда я немного глупо себя чувствую... В дневе об этом никогда не напишу.
Насчет глупо - это ты зря... В таком случае и я сама псих со сдвигом по фазе.
Я была бы очень рада, если бы ты рассказала...взамен тоже могу поделиться парой историй. Это настолько личное, что лучше на Юмыл тогда, наверное.